Консультации психолога

Консультации психолога

Адаптационный период в детском саду

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребёнку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Рекомендации родителям

Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками. Желательно обучить ребёнка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т. п.

Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребёнка лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1–2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребёнок привыкнет к своему особому положению.

Никогда не пугайте ребёнка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребёнка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всём, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.

Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребёнку всё, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т. п.)

Дайте ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него тёплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка, о том, как он ведёт себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

Одна из самых распространённых проблем — утренний плач ребёнка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придётся. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твёрдо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, вы его любите и обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлёте воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребёнок их «уловит» и ему будет труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребёнка, не считайте себя чудовищем.

По дороге домой старайтесь поговорить с ребёнком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребёнок играл, что узнал нового. Отдав ребёнка в садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если вам есть что рассказать друг другу.

Имейте в виду, что проблемы адаптации ребёнка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьёзном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость в особо сложных ситуациях, можно вновь сократить время пребывания ребёнка в детском саду, либо в течение какого — то времени по договорённости с воспитателем устраивать перерыв в середине недели. 

Помните, важны терпение, последовательность и понимание!